Иерусалим
Иерусалим.
История Иерусалима – череда завоеваний этих холмов различными народами.На протяжении почти пяти тысячелетий, сменялись завоеватели и эпохи, оставаясь Святой землёй для народов всего мира.
Ирушалем – так, по мнению видных историков, звучало изначальное название города, сложенное из двух древних слов: «иарах» («основывать», «закладывать») и «шалим», или «шулману», обозначавшее западносемитское божество, которое, вероятно, признавалось покровителем города. Поселение, основанное у источника Гихон, на холме Офель, принадлежало клановому союзу иевусеев, части народа аморреев, которые входили в группу народностей, населявших во II тысячелетии до нашей эры земли Палестины, Сирии и Финикии и получивших общее название «ханаане».
По библейской истории, ханаане происходили от Ханаана, одного из 11 сыновей Хама, каждый из которых дал начало племени. Ирушалемом правили цари-жрецы, которые носили имена, кончавшиеся на «цедек». В их череде царь Мелхиседек (Малки-Цедек, «Царь Справедливости») почитаем евреями: после победы Авраама в войне с четырьмя восточными правителями, он вышел встретить Авраама с хлебом и вином, благословил его и принял десятую часть трофеев. Почитаем он и христианами, поскольку Иисус Христос признавался апостолами «Первосвященником навек по чину Мельхиседека». После завоевания Палестины фараоном Тутмосом III (XV век до н.э.) Ирушалем долгое время управлялся вассалами египетских фараонов, а его население стало смешанным.
Завоевание Иерусалима израильтянами, судя по всему, происходило дважды. Библейский текст, а именно Книга Судей Израилевых, представляет несколько противоречивую картину. По одной версии, «сыны Иудины» взяли город и предали его огню и мечу, а по другой, при разделе Ханаанской земли между Коленами Израилевыми, происходившими от 12 сыновей патриарха Иакова, Иерусалим отошел к Вениамину и оставался иевусейским до завоевания его Давидом. Возможно, после первого падения Иерусалим был так сильно разрушен, что израильтяне покинули руины, а иевусеи вернулись на свои пепелища. Царь Давид, объединив израильские племена, решил взять Иерусалим и сделать его столицей Объединенного царства, поскольку город не находился в фактическом владении израильтян и его возвышение, как, вероятно, виделось Давиду, не привело бы к явным межплеменным противоречиям. Давид, сначала взяв крепость Сион, захватил город в 1002 или 1000 году своими силами, без помощи племенного ополчения, что позволило ему объявить город царской собственностью.
Сюда была перенесена из Хеврона столица, а затем перемещен Ковчег Завета, что придало Иерусалиму статус религиозного центра Израиля. Преемник Давида, царь Соломон, расширил Иерусалим на север и построил на горе Мориа Храм, в котором установил Ковчег Завета, а вблизи Храма возвел роскошный царский дворец . При Соломоне город процветал и развивался, находясь на торговых путях из Месопотамии в Египет и от финикийского побережья до берегов Красного моря. Соломон закрепил за Иерусалимом статус священного центра, духовного средоточия еврейского народа.
Иерусалим остался столицей Иудейского царства после распада объединенного государства, последовавшего за кончиной Соломона в 928 году. В нем продолжилось правление династии Давида. Город подвергался нападению не только египтян – около 924 года фараон Шешонк взял с Иерусалима огромный выкуп, разоривший город и Храм, – но и соседнего Израильского царства. Около 786 года, при иудейском царе Амасии, израильский царь Иохаз, как о том сказано в 4-й Книге Царств, захватил Иерусалим, разграбил его и разрушил часть стен. Позднее иудейские цари Осия (785-733) и Езекия (727-698) существенно укрепили город, а после того, как в 722 году Израильское царство было захвачено Ассирией, город принял большое число беженцев.
Ассирийское вторжение было неизбежным. В 701 году Иерусалим был осажден царем Сеннахиримом, но вспыхнувшая в ассирийском войске эпидемия заставила его снять осаду. Спасение Иерусалима казалось чудом после падения таких мощных твердынь, как Дамаск и Самария.
После 612 года у Иудеи появился новый грозный враг – Вавилонское царство, покорившее Ассирию. Иерусалим стал «военным трофеем» в схватке Вавилонии и Египта, оказавшись сначала во власти египтян, а потом вавилонян. В 598 году вавилонским царём Навуходоносором Иерусалим был взят, храмовые и царские сокровища захвачены, а Иехония, царь Иудеи вместе со знатью и оставшимися в живых воинами и ремесленниками (всего около 10 000 человек) были переселены в Вавилонию.
Эта депортация, после которой в Иерусалиме осталась беднейшая часть населения, известна как Первое Вавилонское пленение. Второе, куда более трагическое пленение, случилось спустя десятилетие. Царь Седекия, которого Навуходоносор поставил на место Иехонии, постепенно укрепился на троне и, заручившись поддержкой Египта, поднял мятеж. На этот раз пощады не было: после двухлетней изнурительной осады Иерусалим был захвачен, разрушен и оставался в руинах вплоть до возвращения евреев на родину. Храм был сожжен. Сам Седекия был ослеплен после того, как у него на глазах закололи его сыновей, закован в цепи и уведен в Вавилон.
В 538 году персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, издал декрет, позволивший евреям вернуться на родину, восстановить Иерусалим и возвести новый Храм. Создатель обширной империи, Кир Великий отличался терпимостью и мудростью, умел приблизить к себе покоренных правителей и уважал чужие обычаи. Известно, что евреи Вавилона помогли ему захватить город. Позже, по преданию, влияние на персидского царя оказал живший в Вавилонии пророк Даниил.
В том же году в Иудею вернулась первая группа изгнанников во главе с Шешбацаром. Царь Кир позволил евреям взять с собой часть сокровищ, захваченных в Иерусалиме Навуходоносором, для постройки нового Храма. Восстановление святыни затянулось из-за интриг самаритян и чиновников персидской администрации. Лишь четверть века спустя, в 515 году, правитель Иудеи Зоровавель и священник Иисус, сын Иоседеков, завершили строительство Храма и освятили его.
Вместе с тем, городские стены оставались в руинах, а население города оставалось небольшим, несмотря на продолжавшееся возвращение изгнанников, в том числе большой группы священника Ездры, выехавшей в Иерусалим в 458 году. В 445 году правителем, вернее «временным управляющим» Иудеей был назначен Неемия, виночерпий Кира. Он энергично взялся за дело и восстановил городские стены в 52 дня, а чтобы умножить население Иерусалима, обязал переселиться в него всей знати и десятой части сельских жителей Иудеи.
В 332 году правители Иудеи и Иерусалима без сопротивления признали власть Александра Македонского (356-323 до н.э.), известного своей терпимостью к обычаям народов, мирно ему покорившихся. Александр Великий, разбив персидскую державу, подтвердил права и привилегии, полученные Иерусалимом от царей Персии. После смерти Александра Иерусалим пострадал в распрях, начавшихся между его диадохами. Известно, что Птолемей I Сотер, которому при дележе империи достался Египет, силой устанавливал контроль над Иудеей.
Иерусалим был взят штурмом, частично разрушен, а многие жители уведены в плен. Но вскоре, уже начиная с 301 года, стабилизация в регионе и укрепление власти Птолемеев принесли новое процветание Иудее. Она получила широкую внутреннюю автономию. Духовная и светская власти Иерусалима установили тесные отношения с александрийским двором и греческой аристократией Египта. Когда Селевкиды Сирии начали войну с Египтом в 198 году, Иерусалим сделал верную ставку, поддержав тогдашнюю Сирию и даже оказав Селевкидам военную помощь. Палестина отошла к селевкидской Сирии, а ее царь Антиох III (243-187 до н.э.) наградил новых союзников за помощь. Его указом жители Иерусалима были освобождены от уплаты налогов на три года, а храмовые священнослужители и должностные писцы, софрим, – пожизненно.
Спокойствие и процветание длились в Иудее больше ста лет, пока селевкидский царь Антиох IV Епифан (175-164 до н.э.) не решил сделать эллинский образ жизни и обычаи обязательными для всех жителей Сирии. Сирийский царь Антиох III Епифан предписал евреям подвластной ему Иудеи исполнять языческие жертвы и поставил первосвященником Менелая. Верная своим обычаям, основная масса евреев не признала его, и начались волнения. Антиох овладел Иерусалимом, разрушил стены, конфисковал храмовые сокровища, приказал превратить Храм в святилище Зевса Олимпийского и заодно отправлять в нем культ Диониса со всеми его непристойностями.
Новый мятеж вызрел в маленькой деревне Модия. Священник Маттафия убил присланного военачальника, принуждавшего евреев исполнять языческие обряды, и собрал войско. Вскоре он умер, и восстание возглавил его старший сын Иуда Маккавей. Разбив селевкидские войска в ряде сражений, он в 165 году освободил Иерусалим и обновил Храм. В ознаменовании победы было проведено торжество освящения – Ханука, – с тех пор ежегодно празднуемое евреями. Борьба продолжилась при Антиохе V Евпаторе. Иерусалим выдержал тяжелую осаду. Был подписан мир, согласно которому евреи признали власть сирийского царя и получили право жить по своим законам. Однако при преемниках Антиоха война продолжилась. После гибели в бою Иуды Маккавея его дело продолжил брат Ионафан, который одержал ряд побед, но погиб, став жертвой коварного замысла царского полководца, пригласившего его на переговоры. Первосвященником был избран младший из сыновей Маттафии, Симон, известный как Симон Хасмоней.
В 141 году Симон Хасмоней захватил сирийскую крепость Акру, Иудея стала независимой, а Иерусалим – столицей Хасмонейского царства. В период Хасмонеев благосостояние Иерусалима росло. Евреи рассеяния вносили ежегодный налог на содержание Храма. В городе было возведено много значительных сооружений, в том числе городская стена, отделившая внешний город от рынков, а также стена вокруг рынков (завершена при Ироде I). Вместе с тем, Хасмонеи начали изнурять страну внешними войнами, а их внутренние распри приводили к войнам гражданским. Внук Симона Маккавея, Аристобул I, был жестоким деспотом и расправлялся с близкими подобно царю Ироду. В 64 году в распрю между Аристубулом II и его старшим братом Гирканом вмешалась новая мощная сила – римляне.
Аннексия селевкидской Сирии Римом произошла в 64 году до н.э. Начавшаяся в это время в Иудее новая война за престолонаследие пришлась римлянам на руку. В 63 году войска Гнея Помпея подошли к Иерусалиму, и партия Гиркана II, старшего сына скончавшейся царицы Саломеи-Александры (ее 9-летнее правление считается «золотым веком» Хасмонеев), открыла язычникам ворота. Однако защитники Храмовой горы встали насмерть, и только после трехмесячной осады римляне овладели ею. Помпей вошел в Святая святых, но из политических соображений храмовых сокровищ не тронул. Иерусалим превратился в административный центр подвластной Риму территории, занявшей лишь часть бывшего Хасмонейского царства. Тем не менее, борьба за власть в Иудее не кончилась. В 40 году до н.э. Антигон II при поддержке парфян сместил поставленного римлянами Гиркана II и продержался в Иерусалиме три года, пока у Рима снова не дошли руки до этого протектората.
В 37 году союзная армия римлян и Ирода, сына правителя Идумеи, захватила город и учинила в нем резню и грабеж. Ироду с трудом удалось предотвратить разрушение Храма.
Как и всякий деспот-узурпатор, Ирод I, угнетая народ и унижая знать, стал наводить блеск в своей столице. Он расширил город, сильно укрепил его и придал Храму былую роскошь. На исходе его правления в городке Вифлеем в семье плотника Иосифа родился сын, имя которому было наречено Иисус.
По ряду внушающих доверие данных, это событие, изменившее мир, произошло 4 или 7 годами раньше официальной даты, а именно в 3761 или 3758 году еврейского (754 или 751 римского) летоисчисления. Спустя 33 года Иисус за свою проповедь был распят за пределами городских стен, на горе Голгофа, по приговору высшего религиозного суда, Синедриона. После смерти Ирода римляне, не найдя ему достойного преемника и себе верного союзника, сделали Иудею своей провинцией под управлением прокураторов. Иерусалим в этот период управлялся Синедрионом и первосвященниками. Лишь в 41-44 годах под властью Агриппы I страна вновь считалась царством, пусть и зависимым.
Иерусалим оставался духовным центром еврейского народа и, несмотря на перипетии политики, постоянно рос. По разным оценкам, его население насчитывало от тридцати до ста тысяч человек. Новые беды начались в 66 году. Прокуратор Иудеи Гессий Флор в ответ на волнения, вызванные его произволом, устроил в Иерусалиме резню, убив более 3500 человек. Восставшие евреи уничтожили римский гарнизон, освободили город и удерживали его четыре года. В это время христианская община, покинув город, ушла в Пеллу. В 70 году после пятимесячной осады один из лучших римских легионов – X Fretensis (Сокрушительный) – под командованием Тита захватил город, взяв его не столько силой, сколько измором.
Большинство жителей было убито, оставшихся продали в рабство. Город, как и Храм, был разрушен, за исключением цитадели Ирода, оставленной вместе с прилегающим районом для размещения оккупационных сил.
В течение 60 лет Иерусалим фактически оставался в руинах. В 130 году император Адриан, посетив Иерусалим, велел построить на его месте римский город под названием Элия Капитолина.
Постройка на Храмовой горе языческого святилища вызвало восстание, которое возглавил Бар-Кохба. Повстанцы овладели городом и многими крепостями, воздвигли на месте разрушенного Храма небольшой, временный и удерживали Иерусалим в течение трех лет. Стоит упомянуть найденное только в ХХ веке письмо Бар-Кохбы к одному из военачальников, в котором он, в частности, просил не причинять вреда христианам.
В 135 году римляне вновь захватили город, и всем обрезанным был закрыт в него доступ под страхом смерти.
Элия Капитолина была распланирована по образцу римского военного лагеря, как квадрат с пересекающимися под прямым углом улицами. Эта планировка отчасти сохранилась до наших дней. На месте Храма было построено святилище Юпитера, а там, где была Святая святых, встала конная статуя Адриана. Языческие богини – Венера, Юнона, Минерва – тоже не были обделены капищами. Известно, что в это время в провинциальном римском городке, каким временно стал Святой Город, существовала небольшая христианская община, бывали в нем и паломники. Евреям было позволено посещать его, но не проживать в его стенах.
Иерусалим стал «византийским» де факто лишь в 395 году, после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Однако частью «Византии» как синонима нарождавшейся христианской империи город стал уже в 324 году, когда император Константин I Великий овладел Палестиной. Христианский облик Святой Город стал принимать после его посещения царицей Еленой в 326 году. Тогда в Иерусалиме, в местах, связанных с важными евангельскими событиями, развернулось грандиозное храмовое строительство. Был построен в том числе и первый, византийский храм Гроба Господня.
В то время евреям было вновь запрещено посещать город. Только один раз в году, в день разрушения Второго Храма, девятого Ава, им позволялось посещать запущенную Храмовую гору и оплакивать утраченную святыню.
В 361 году к власти пришел Флавий Клавдий, поклонник языческих богов и противник христиан, оставшийся в Истории под именем Юлиана Отступника. Он позволил евреям вернуться в Иерусалим и в 363 году распорядился восстановить Храм. Но воплотить свои замыслы в жизнь он не успел, вскоре погибнув в войне с персами. Еврейская община появилась в городе лишь в 431 году по заступничеству императрицы Евдокии.
В 614 году персидский царь Хосров II осадил и взял Иерусалим. Христианская община города пережила самую кровавую в своей истории резню, а все христианские святыни были разрушены. Евреи помогли Хосрову овладеть городом, полагая, что персы остановят насильственную христианизацию, но поплатились за помощь царю-язычнику. Поначалу персы отдали Иерусалим евреям и их вождю, Неемии бен Хусиэлю, но уже через три года вернули власть христианам. В 629 году войска императора Ираклия овладели городом, и тогда большая часть евреев была перебита, а остальные изгнаны.
В 638 году к стенам Иерусалима подступили войска халифа Омара ибн Хаттаба. Патриарх Софроний, фактически управлявший городом, принял решение сдать его без боя. Среди первых дел халифа была расчистка Храмовой горы, превратившейся в свалку, и строительство на ней – вблизи места, где позднее будет построена мечеть Аль-Акса – первой в Святом Городе, тогда еще деревянной мечети. Халиф Омар прославился своей терпимостью. Есть свидетельства, что в числе его советников были и христиане, и евреи. 70 еврейским семьям он, несмотря на сопротивление патриарха, позволил жить в городе, отведя им район к юго-западу от Храмовой горы. Вплоть до прихода крестоносцев в 1099 году евреи имели у Храмовой горы синагогу и йешиву.
Омейядские халифы придавали Аль-Кудсу особое значение. В 661 году основатель династии Муавия был провозглашен халифом в Святом Городе. До начала VIII века арабы вели обширное храмовое строительство. Тогда были возведены главные мусульманские святыни Аль-Кудса – Купол Скалы и мечеть Аль-Акса.
С начала VII века начинается упадок города. В 716 году резиденция халифов была перенесена в Рамлу, а последний омейядский халиф Маруан II, подавляя начавшиеся волнения, приказал разрушить городские стены.
Следующая династия халифов – Аббасиды – обосновалась в Багдаде и проявляла к Иерусалиму мало внимания, хотя халифы порой посещали его, а городские стены в период их правления были восстановлены. Несмотря на то, что Святой Город заселялся арабами, основную часть его жителей все еще составляли христиане. В 800 году халиф Харун аль-Рашид, поддерживавший связи с Карлом Великим, передал ему несколько участков города, и на них началось строительство храмовых сооружений и монастырей. В 878 году Палестина была присоединена к Египетскому султанату. Иерусалим не играл особой роли в его истории, но, согласно ряду источников, правителей Египта погребали на его территории.
В этот период общины города нередко враждовали друг с другом. Известно, что в 938 году мусульмане напали на христиан, а в 966 году христианский погром был учинен уже общими силами мусульман и евреев. Храм Воскресения Христова был разграблен и подожжен, а патриарх убит. В 969 году Иерусалим перешел во владение фатимидских халифов, исповедовавших исмаилизм, «еретическую ветвь» Ислама. Страдавший душевной болезнью халиф аль-Хаким в первых годах XI века разрушил почти все храмовые сооружения христиан, в том числе храм Воскресения Христова, и еврейские синагоги. В 1071 году Иерусалим был захвачен сельджуками и вошел в державу султанов Ирака и Ирана. В 1098 фатимидам удалось вернуть его в свои владения, однако за два года до этого в направлении Иерусалима медленно, но верно двинулось грозное воинство крестоносцев.
В ноябре 1095 года римский папа Урбан II на церковном соборе во французском Клермоне объявил о начале крестового похода по освобождению Палестины и Иерусалима от власти мусульман. Тогда те, кто дал обет участия в походе и «принял крест» в виде алой или белой нашивки на одежде, стали именоваться крестоносцами. Весной 1096 года начался крестовый поход бедноты, быстро захлебнувшийся. По пути через Европу бедноту, как грабителей и попрошаек, истребляли единоверцы, а в Малой Азии – сельджуки. Многие попали в рабство.
Первый крестовый поход феодальных войск начался в августе 1096 года. К Палестине двинулись колонны рыцарей из Нормандии, Лотарингии, Южной Франции и Южной Италии. Захватывая города Малой Азии и Сирии и погрязая в распрях и дележах добычи, войско оседало и редело в пути, и к стенам Иерусалима подошли только герцог Лотарингии Годфруа Бульонский, герцог Нормандии Роберт, а также графы Раймонд Тулузский и Роберт Фландрский. 15 июля 1099 года крестоносцы взяли штурмом Иерусалим и устроили резню, сравнимую разве что с персидским нашествием 614 года. Были перебиты не только мусульмане и евреи, но и многие христиане, одетые по-восточному и располагавшие имуществом.
Было учреждено Иерусалимское королевство, на трон которого с титулом «защитника Гроба Господня» взошел Годфруа Бульонский. Он принял обезлюдевший город, куда пришлось привлекать арабов-христиан из Заиорданских территорий. Им отвели часть города между Дамасскими и Львиными воротами. В результате захвата других городов в Палестине и Сирии образовались другие латинские королевства – княжество Антиохийское, графство Триполи и графство Эдесса.
Спустя год Годфруа Бульонский умер, и его преемником стал младший брат Бодуэн, принявший титул «короля Иерусалимского» и вошедший в историю как король Балдуин I. В его 18-летнее правление границы королевства расширились, а Иерусалим, оставленный мусульманами и евреями, стали активно заселять иммигранты из Европы. Фактически город превратился в «заморскую территорию» Франции – Утремер, Заморскую землю. На его улицах говорили в основном по-французски, а жителей называли франками. Мусульманам и евреям жить в Иерусалиме запрещалось. В этот же период в городе развернулось грандиозное храмовое строительство, а мусульманские святыни, в том числе Купол Скалы и мечеть Аль-Акса на Храмовой горе были превращены в католические церкви. Крестоносцами был построен новый храм Воскресения Христова.
Из преемников Балдуина I в преданиях об Утремере остались только Балдуин IV Прокаженный (1174-85), который нанес поражение армии султана Салах ад-Дина, имевшей огромное численное превосходство, и правивший вслед за ним всего один год Ги де Лузиньян, последний король Иерусалима. Бездарный и тщеславный вояка, он погубил цвет рыцарства в противостоянии с Саладином на холмах Хаттина, в 70 км к северу от Иерусалима. После этого поражения Иерусалим остался без защиты армии. Горожане отважно обороняли город, за столетие ставший для них родным, но их участь была предрешена. В октябре 1187 года Иерусалим был сдан султану Балианом де Ибелином, руководившим его обороной.
Балиан Ибелинский и Саладин знали друг друга лично по переговорам (еще до осады султан позволил семье рыцаря покинуть город), что позволило избежать большего кровопролития. В отличие от крестоносцев, султан крутыми мерами остановил грабеж и насилие, позволив христианам покинуть город за выкуп. Более того, он обязал итальянских купцов доставить беженцев на кораблях в Европу под угрозой закрыть для них порты, если те откажутся. Неимущие христиане по большей части попали в рабство, а многие христианские храмы Иерусалима были либо превращены в мечети или конюшни, либо разрушены
В первой половине XIII века господствовали Айюбиды, однако они быстро утратили силы и влияние на Востоке. В течение 15 лет правителем Иерусалима считался человек, личность которого
поражала современников. Император Священной Римской Империи и король Сицилии Фридрих II Гогенштауфен (1194-1250) был, вероятно, самым образованным монархом своего времени.
Свободно говоривший на шести языках, в том числе арабском, он покровительствовал искусствам, основал университет в Неаполе, где среди преподавателей были арабы и евреи, и был, как утверждали, откровенным безбожником. Рим называл его «Антихристом» и приписывал ему памфлет о «трех обманщиках», которыми он якобы считал основателей трех религий.
Всю жизнь Фридрих провел в конфликте с папством, был отлучен от Церкви и при этом грезил о захвате Иерусалима, готовя свой крестовый поход. «Королем Иерусалимским» он назвал себя еще в 1225 году, женившись на Изабелле, дочери иерусалимского короля Амори I. Как и все сицилийские короли, Фридрих с детства много общался с арабами. Будучи императором, он свою личную гвардию набрал из сарацин и завел добрые отношения с египетским султаном Маликом аль-Камилем.
Он поддерживал султана в противостоянии с его младшими братьями, аль-Муаззамом, а затем аль-Назиром, правившими Дамаском, и уговаривал его в обмен на это отдать Святой Город. Султан медлил, и тогда Фридрих с войском высадился в Яффе, не став, однако, продвигаться к Иерусалиму. Султан «сдался без боя» и заключил с императором так называемый Яффский договор, по которому весь Иерусалим, кроме Храмовой горы, дорога от Яффы до Святого Города, а также священные для христиан Вифлеем и Назарет, перешли во владение Священной Римской империи. Фридрих торжественно вступил в Иерусалим, вошел в храм Воскресения Христова и сам возложил на себя корону. Самый успешный, бескровный крестовый поход совершил крестоносец, «креста на котором не было». Иерусалим получил уникальный политический статус, «завидный» даже для ХХ века, а сам Яффский договор стал в истории международных отношений шедевром политики. Следствия договора оказались, однако, не менее парадоксальными.
За то, что Иерусалим был возвращен в христианский мир «антихристом», иерусалимский патриарх Геральд наложил на город интердикт, запретивший проводить в нем богослужения. В свою очередь, мусульмане, возмущенные предательством султана, в тот же год устроили на Иерусалим грабительский набег. Вероятно, простые христиане Святой Земли и паломники могли сказать «спасибо» императору-безбожнику за то, что на время получили больше прав и возможностей, но их голоса до нашей эпохи не донеслись.
Когда в 1260 году в Палестину вторглись монголы, жители Иерусалима в панике бежали из города. Однако осенью того же года войско мамлюков, захвативших власть в Египте 10-ю годами раньше, отбросило конницу чингизидов и присоединило Палестину к Египетскому султанату. Изначально мамлюками назывались воины личного телохранения египетского султана. Их набирали из чужеземных рабов – в основном черкесов, касогов, славян (в том числе русских), – купленных детьми и насильно обращенных в ислам. Мальчиков взращивали как элитную гвардию. Постепенно мамлюки приобрели большое влияние и в 1250 году совершили переворот, посадив на трон своего султана.
Их происхождение обусловило главную черту правления – все они, по сути, были временщиками-узурпаторами. Святыни древнего Иерусалима их мало привлекали. При мамлюках Святой Город отнюдь не благоденствовал, хотя и сделался центром исламского богословия. Христианская община подвергалась частым гонениям, ее храмы нередко грабили, а то и разрушали. В начале правления мамлюков в Иерусалиме почти не было евреев. Только к концу XIV века община стала пополняться за счет евреев, бежавших из Европы от католических репрессий. Однако в 1440 году новая тяжелая годовая подать заставила их покидать город. Лишь спустя столетие еврейская община вновь стала расти, когда подать была отменена, а в Палестину стали стекаться испанские евреи, бежавшие от комиссаров Святой инквизиции.
В 1517 году турки свергли мамлюкского султана, и Палестина вошла в состав Османской империи. В 1520 году на османский трон взошел султан Сулейман Великий, действительно великий и мудрый правитель, достойный наследник славы халифа Омара. При нем были построены новые городские стены, и город приобрел облик, сохранившийся до наших дней. Султан достаточно терпимо относился к присутствию иноверцев. В 1535 году он подписал договор с французским королем Франциском I, регламентировавший права и интересы христиан в Палестине. В Иерусалиме развернулась деятельность францисканского ордена, взявшего под свою опеку многие святыни, а также не только католических, но и протестантских паломников.
При Сулеймане Великом началось возрождение еврейской духовной мысли в Палестине. Большую роль в привлечении в Иерусалим евреев из Европы, Турции, Северной Африки сыграл Бецалель Ашкенази, ставший главным раввином Иерусалима в 1587 году.
Вместе с тем, центром внимания больших держав Иерусалим стал вновь лишь в середине ХХ века, когда Франция, Россия, Англия, Австрия и Пруссия стали бороться за
влияние в Палестине. Все они стали основывать в городе свои учреждения. Это было время знаменитых еврейских филантропов, прежде всего Мозес Монтефьоре и членов семьи Ротшильд, открывших в Иерусалиме школы и госпиталя. Население города значительно возросло, и в стенах Старого Города стало тесно. 1855 год нужно признать историческим: в этот год Мозес Монтефьоре взялся за строительство первого еврейского квартала за пределами стен.
Первый христианский квартал нового города стала строить в 1873 году немецкая протестантская секта темплеров. В 1881 году возник еще один новый христианский квартал, названный Американской колонией. В последней трети XIX века покупкой участков и храмовым строительством как в Старом Городе, так во всей Палестине энергично занималось и Русская духовная миссия под руководством архимандрита Антонина (Капустина). Бурное развитие Иерусалима было прервано в 1914 году, когда Османская империя вступила в мировую войну, поддержав Германию.
В 1917 году Британия стала пятой по счету империей, овладевшей Иерусалимом, пусть и ненадолго. 11 декабря 1917 года командующий британскими войсками на палестинском фронте генерал Эдмунд Алленби вступил без боя с передовыми частями в Иерусалим, а вскоре торжественно зачитал декларацию о правах и свободах жителей города у ворот древней цитадели Давида. В 1920 году Иерусалим стал центром британской гражданской администрации. Спустя четыре года впервые был избран городской совет, собравший по 4 представителя от каждой из трех религиозных общин.
Мэром англичане всегда назначали мусульманина, а его заместителями – еврея и араба-христианина.
Под британским правлением городское хозяйство Иерусалима успешно модернизировалось и развивалось. Между тем, столь же быстро росло напряжение в отношениях еврейской и мусульманской общин.
Последнюю все сильнее беспокоил быстрый рост еврейского населения и его мощные конкурентные возможности во всех областях жизни. Хотя британские власти и тратили большие усилия на поддержание спокойствия, но имперские интересы нередко подогревали рознь. К 1938 году отдельные столкновения, приносившие десятки, а то и сотни жертв с обеих сторон, фактически вылились в горячий межэтнический конфликт. Когда евреи пришли к выводу, что англичане намерены отказаться от создания в Палестине национального еврейского очага, они начали диверсионную борьбу и против британской администрации.
После принятия в 1947 году резолюции ООН о разделе Палестины на два государства, арабское и еврейское, Великобритания отказалась от участия в этом плане. Хотя Иерусалим некоторое время оставался под британским контролем, в нем нарастала атмосфера хаоса. Еврейское население Старого Города оказалось отрезанным от кварталов нового города, разделенного на арабские и еврейские зоны контроля. Было ясно, что с уходом английских воинских частей разразится война. В мае 1948 года британцы ушли из города, и еврейские вооруженные силы заняли его центр и часть арабских кварталов.
Арабы начали осаду города, а к ним на помощь двинулись вооруженные силы Египта и Арабский легион Трансиордании.
Боевые действия между войсками арабской коалиции и израильскими силами велись в Палестине почти месяц. Погибло много мирных жителей – и евреев, и арабов. 11 июня 1948 года, по соглашению о прекращении огня, заключенному при посредстве ООН, Иерусалим был разделен.
Восточная часть вместе со Старым Городом отошла под контроль Трансиордании, а западная часть – под контроль государства Израиль. Бои вспыхивали после заключения соглашения вплоть до октября 1948 года. Судя по источникам враждующих сторон, обе в итоге чувствовали себя в проигрыше. Палестинцы назвали 1948 год «Аль-Накба», то есть «Катастрофой». Еще в мае того года Арабский легион, заняв Старый Город, разрушил Еврейский квартал вместе с синагогами, йешивами и общественными учреждениями.
Было осквернено еврейское кладбище на склоне Елеонской горы. В конце 1948 года Трансиордания объявила об аннексии восточного Иерусалима и ряда территорий Палестины, а в 1950 году восточный Иерусалим был объявлен «второй столицей» государства, получившего наименование Хашимитское королевство Иордания. Действия иорданских властей несомненно создавали предпосылки будущего конфликта. Час «Х» наступил 5 июня 1967 года.
При взгляде на конфликт 1967 года со стороны главный застрельщиком войны представляется тогдашний египетский президент Гамаль Абдель Насер, положившийся на поддержку советской сверхдержавы. 15 мая 1967 года египетские войска двинулись в направлении Синая, а 3 июня египетский генерал Мортаджи в своем приказе войскам открыто заявил о завоевании «захваченной земли Палестины». Утром 5 июня израильтяне, предупреждая вторжение, первыми начали войну, нанеся упреждающий удар по египетским аэродромам.
В тот же день иорданские войска начали артиллерийский обстрел еврейских кварталов и попытались захватить южную часть города. В свою очередь заработала израильская артиллерия, нанеся серьезный ущерб ряду храмовых сооружений Старого Города. К полудню 7 июня весь Иерусалим оказался под контролем израильских частей. В несколько последующих дней арабские части были разбиты на всех направлениях. В конце июня были установлены новые муниципальные границы города, а разделявшие его заграждения уничтожены. В Старом Городе началась энергичная реконструкция Еврейского квартала.
Часть Мусульманского квартала, загораживавшая Стену Плача, была снесена. Современный статус Иерусалима оспаривается рядом мусульманских государств. Ситуация на Западном берегу Иордана далека от мирного «статус кво». В начале XXI века, как и три тысячелетия назад, остается в силе призыв царя-псалмопевца Давида, обращенный ныне уже ко всей Земле:
Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!